top of page

Внутренняя коммуникация между частями личности

  • Фото автора: tloukanova
    tloukanova
  • 9 июн. 2014 г.
  • 2 мин. чтения

Описание отрывка практики Джона Энрайта с комменатриями.

Однажды в классе обучения осознаванию с медсестрами мы должны были встречаться на квартире одной из участниц. Я пришел несколькими минутами раньше и застал хозяйку квартиры возбужденно рассказывающей 2-3 участникам, что она только что пнула ногой шкаф и ушибла ногу, и показывающей перевязку. Отчасти в шутку, и чтобы убить несколько минут до начала занятий, я предложил обычное гештальтистское упражнение: разыграть диалог между ней самой и ее ногой, как будто нога имела сознание и право голоса. Мы были поражены страстностью ее диалога, который звучал вроде следующего:

Нога: Черт возьми, почему ты так скверно со мной обращаешься? Мэри: Я пну тобой все, что захочу! Нога: Я тебя ненавижу за то, как ты со мной обращаешься! Мэри: Ха-ха, ты ничего со мной не поделаешь!


В этой точке беседы я присоединил шкаф, который был ударен ногой, и разговор продолжался еще 1-2 минуты, со значительной враждебностью между участниками и с употреблением весьма соленых выражений (как выяснилось, Мэри была армейской сестрой). Постепенно пришли другие участники группы, началось занятие, и инцидент скоро был забыт.

На следующей неделе Мэри с некоторым удивлением рассказала, что она прекратила грызть ногти - дурная привычка, которая преследовала ее всю жизнь, и, насколько она может вспомнить, это произошло после предыдущей встречи, когда имела место эта беседа. Она шутливо заявила, что ее беспокоит, что теперь придется покупать несессер и учиться заботиться о ногтях. В действительности она была довольна, т.к. давно оставила надежду избавиться от этой привычки. Два года спустя, когда мы встретились опять, я выяснил, что дурная привычка к ней не вернулась.


Комментарии Джона Энрайта к тому, что произошло в ходе этого упражнения-эксперимента:


1. Ясное и определенное изменение произошло относительно долго существовавшего симптома, хотя мы над ним не работали. Мэри никогда не упоминала о нем, и я его не замечал. Задачи, которые ставил перед собой класс, вообще не включали проработку "симптомов" или проблем - хотя и не исключали. 2. Не было никакого намеренного усилия или практики, что требовалось бы, например, бихевиористской терапией. Изменение было спонтанным и непредсказуемым. 3. Не было никакого понимания или концептуального инсайта относительно того, что произошло, хотя предположительно мы могли бы и фокусироваться на этом. 4. Даже прямое словесное осознавание того, что произошло, казалось бы, отсутствовало.

В тот момент мы не только не знали, что произошло, мы даже не знали, что что-то произошло.


И все же нечто определенное произошло - некоторый внутренний сдвиг, значимый и устойчивый. Если понятие осознавания можно расширить до включения в него возрастания внутренней коммуникации между частями личности, а не только повседневного Эго, которое говорит о себе "я" - то произошло что-то вроде этого.

Некоторые ауто-садистические тенденции, которые до того проявлялись в кусании ногтей, нашли свое выражение и отпала необходимость в их существовании.

Это осуществилось в более холистическом способе - хотя и не настолько холистическом, чтобы включить сознательное повседневное Эго.

Ссорящиеся члены компании внутри Мэри пришли к некоторому миру между собой. При этом "председатель" этой компании (Эго) вышел на минутку и не заметил, как это произошло, так что она была удивлена, когда столкнулась с результатом этой акции впоследствии. Еще один момент приходит мне в голову. Может быть, что грызение ногтей постепенно переставало иметь ценность и необходимость в "психоэкологии" Мэри и продолжалось до некоторой степени как частично ослабленная моторная привычка, более поддающаяся изменению, чем могло быть раньше или чем могло быть у другого человека.

 
 
 

Comments


  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square

© 2023 by Man vs. Nature. Proudly created with Wix.com

Follow Us
bottom of page